/ Главная / Разные статьи / Психология религии / Индивидуальная религиозность
Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Том 17 №6 1996 г. С.120-122
И. Ф. Мягков, Ю. В. Щербатых, М. С. Кравцова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
Четкого определения понятия «религиозность» до сих пор в отечественной психологической и социологической науке нет. Если сущность групповой, социальной религиозности находит свое объяснение в работах некоторых исследователей религии [1, 2, 4, 5], то ее соотнесение с индивидуальными психологическими особенностями людей вызывает значительные трудности [2, 3].
В то же время влияние религии на общественное сознание в последние годы многократно усилилось, а снятие идеологических запретов впервые позволило объективно, без обязательной ранее атеистической критики исследовать такое пока еще мало изученное явление, как религиозное сознание. Поэтому нами была предпринята попытка изучения структуры индивидуальной религиозности и соотнесения ее уровня с конкретными психологическими особенностями личности. С этой целью в психологической лаборатории девиантных форм поведения Воронежского госуниверситета был разработан тест-опросник уровня религиозности (ТОР), состоящий из 40 вопросов, разбитых на 8 субшкал. Перед началом исследований мы предположили, что интегральный уровень религиозности будет зависеть от различных по своему характеру мотиваций и потребностей личности, а задачей настоящей работы являлся структурный анализ религиозности, которую мы понимали, как «определенную степень приверженности индивида к религии» [ 2].
Первая субшкала нашего опросника отражала гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии (ФИЛ); вторая выясняла отношение испытуемого к магии (МАГ), третья определяла тенденцию личности искать в религии поддержку и утешение (ПОД), с помощью четвертой шкалы мы пытались вычленить внешние признаки религиозности (ВНЕ); в пятой выявлялся интерес к так называемой «псевдонауке» — загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание (ПСН). Шестая шкала определяла у испытуемого тенденцию верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир (ВЫС); седьмая выясняла наличие религиозного самосознания, т. е. внутренней потребности в религиозном веровании (САМ); с помощью последней субшкалы делалась попытка определить отношение испытуемого к религии как образцу моральных норм поведения (МОР).
Ниже мы приводим примеры вопросов из различных субшкал теста:
№
|
Обозначение
|
Образец вопроса
|
1
|
ФИЛ
|
Верите ли Вы в существование бессмертной души, которая не
разрушается после гибели человека?
|
2
|
МАГ
|
Допускаете ли Вы существование колдунов и ведьм, т. е.
людей, знающихся с нечистой силой?
|
3
|
ПОД
|
Считаете ли Вы, что религия является лучшим утешением для человека в
его горестях и бедах?
|
4
|
ВНЕ
|
Носите ли Вы крестик?
|
5
|
ПСН
|
Согласны ли Вы с утверждением, что человек может черпать
силы и информацию из Космоса, подзаряжаясь космической энергией?
|
6
|
ВЫС
|
Можно ли утверждать, что судьба человека предопределена на
небесах и он не в силах ее изменить?
|
7
|
САМ
|
Чувствуете ли Вы внутреннюю потребность посещать церковь?
|
8
|
МОР
|
Считаете ли Вы, что только преподавание религии в школе
может привить детям мораль и послушание?
|
Кроме основного теста испытуемые получали бланк уровня самооценки религиозности (УСР), с помощью которого они должны были сами определить свой индивидуальный уровень религиозности по десятибальной шкале, где 1 соответствовала абсолютному атеизму, а 10 искренней и глубокой вере в Бога.
Группа испытуемых состояла из 40 человек обоего пола в возрасте от 25 до 35 лет. Полученные данные обрабатывались на ЭВМ с применением корреляционного анализа.
Результаты исследования показали, что тест-опросник индивидуальной религиозности (ТОР) хорошо коррелировал с уровнем религиозности, полученным путем самооценки (коэф. кор. 0,67; р -< 0,01). Вклад различных субшкал опросника ТОР в интегральную картину индивидуальной религиозности оказался неодинаковым. Максимальную корреляцию с общим индексом религиозности давали шкалы ПОД (0,83), САМ (0,78) и ВЫС (0,75). Учитывая, что достоверность корреляции всех этих шкал была выше 0,01, можно предположить: основу интегральной религиозности в исследуемой группе составили потребности в поддержке и утешении со стороны предполагаемых высших сил.
Несколько меньший вклад в общую картину религиозности вносили субшкалы ВНЕ (0,66), ФИЛ (0,65) и МОР (0,64). Таким образом, внешние признаки религиозности, отражающие большей частью степень конформизма испытуемых, их интеллектуальные поиски в области философии, и оценка религии как морального регулятора общественной жизни оказались на втором месте.
Обособленно по результатам исследований стояли две шкалы — МАГ и ПСН с коэффициентами корреляции по отношению к уровню религиозности соответственно 0,46 и 0,45. Их введение в общий опросник было обусловлено некоторыми стереотипами, до сих пор распространенными в нашей религиоведческой литературе. Во-первых, большинство специалистов в области научного атеизма подчеркивали связь между религией и магией, зачастую обозначая последнюю как своеобразную форму предрелигии. Во-вторых, было интересно выяснить также, насколько прочно вера людей в различные чудесные и таинственные явления, относящиеся к паранауке, связана с ортодоксальной христианской верой в Бога.
Однако сопоставление 2-й и 5-й субшкал с общим уровнем религиозности, а особенно с результатами теста УСР, доказало, что они мало коррелируют с остальными субшкалами (уровни корреляции — менее 0,2) и совсем не коррелируют с показателем самооценки религиозности (0,06 и 0,02 соответственно). В то же время шкалы МАГ и ПСН достоверно коррелируют между собой (р = 0,05). Если эти данные несколько противоречат сложившимся в научном атеизме представлениями о близости христианской религиозной веры и веры языческой (в обряды, приметы, колдовство), то с точки зрения психологии наши результаты вполне объяснимы.
Христианство, как и другие монотеистические религии, основано на представлении о бессилии человека перед лицом Бога, который один только способен сколь-либо значительно влиять на окружающий мир, в то время как магия, колдовство предполагает активное воздействие на природу при помощи специальных обрядов и приемов. Поэтому шкалы опросника ТОР, отражающие
потребность человека в утешении и поддержке со стороны высшей могущественной силы, мало коррелировали с субшкалами псевдонауки и магии, в которых отражается активная позиция субъекта по отношению к окружающему миру.
Сравнивая индекс самооценки религиозности с результатами опросника ТОР, мы установили, что главную роль в структуре индивидуальной религиозности играет вера в наличие высшей силы, управляющей миром, и осознанная потребность в религиозной вере (уровни корреляции шкал ВЫС и САМ с показателем УСР — 0,65 при достоверности 0,01), затем идут шкалы ПОД, ВНЕ, МОР и ФИЛ с коэффициентами корреляции соответственно 0,60;0,52; 0,49; 0,43.
Личностные характеристики испытуемых определялись при помощи 16-фак-торного опросника Кеттелла. Исходя из коэффициентов корреляции между отдельными факторами, мы сгруппировали результаты по отдельным шкалам в блоки.
Первый блок состоял из фактора Q3 (контроль желаний) и связанных с ним факторов С (эмоциональная стабильность), N (проницательность) и G(сила сверх-Я). Достоверность корреляций этих трех факторов со шкалой Q3 была в пределах 0,05—0,01. Этот блок мы условно обозначили как «умение контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме».
Второй блок — «склонность к переживанию чувства вины и бессилия» — тесно примыкал к первому и состоял из факторов — С (эмоциональная нестабильность), Q4 (фрустрированность) и О{ гипотимия).
Третий блок («зависимость от общества») состоял из факторов А (аффек-тотимия) и —Q2 (социабельность); четвертый, условно названный «подчиненность», из факторов О (гипотимия) и —Е (конформность). Пятый блок, отражающий творческие процессы и наличие развитого воображения, составили факторы QX(радикализм) иМ (мечтательность).
Первый, второй и четвертый блоки были непосредственно связаны друг с другом, а третий и пятый — только опосредованно, через фактор Н (смелость), который коррелировал с факторами Q2, Gи М.
Вычисление уровней корреляции между уровнем религиозности (подсчитанной в тестах ТОР и УСР) показало, что личностные факторы Кеттелла слабо коррелировали с интегральными оценками религиозности. Относительно достоверная связь наблюдалась между уровнем самооценки религиозности и гипотимией, а также между показателем теста ТОР и шкалой фрустрации (р = 0,1). Однако отдельные субшкалы ТОР были более четко привязаны к личностным факторам.
Так, фактор Е находился в отрицательной корреляции со шкалой ПОД, что объясняется большей склонностью конформных субъектов искать в религии опору и защиту (р = 0,05). Испытуемые, показавшие высокие оценки по шкале ВЫС, имели повышенные показатели фактора Q3. Другими словами, организованные, умеющие контролировать свои эмоции личности больше подчеркивали в религии фактор творца как силы, регулирующей и контролирующей мир. Шкала САМ коррелировала с факторами Q3 и —Q4( достоверность 0,1 и 0,05 соответственно). Это означает, что люди, испытывающие потребность в религии, во-первых, хорошо осознают социальные требования и стараются их хорошо выполнять, а, во-вторых, менее подвержены фрустрациям, чем остальная популяция в целом.
Шкала МОР коррелировала со шкалами N, О и Q3 Кеттелла. Это может означать, что в основе тенденции испытуемых видеть в религии прежде всего моральный компонент лежат различные мотивы. Расчетливые и проницательные личности, имеющие высокие показатели по шкале N, будут видеть в религии лишь хороший способ регулирования взаимоотношений между людьми; люди, склонные к гипотимии (фактор О) и с обостренным чувством вины, найдут в христианстве идеальный способ покаяться в своих грехах; личностей с высоким фактором Q3 может привлекать импонирующая им четкая организация религиозных моральных догм (десять заповедей). Шкала МАГ коррелировала с факторами —Q1 и — Q4. Это означает, что склонность верить в различные чудеса свойственна зависимым от группового мнения личностям, а также людям с пониженным уровнем фрустрированности.
На основании проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:
Основными компонентами общего уровня религиозности у большинства испытуемых являлись вера в наличие высшей могущественной силы и потребность в поддержке с ее стороны.
Вера в магические обряды и суеверия, а также в необъясненные или не подтвержденные пока наукой таинственные явления, не коррелирует с уровнем религиозности в христианском ее понимании. Другими словами, тенденция принимать на веру недоказанные логикой и знанием явления еще не означает склонности к религии.
Люди, имеющие высокие показатели по факторам О, Q3 и низкие показатели по фактору Q4 Кеттелла, в большей степени склонны к религии, чем остальная часть популяции. Однако пока не выяснена каузальная зависимость между уровнем религиозности и фактором фрустрированности — возможно, что его понижение у верующих связано с седативным характером христианского культа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969. С. 68—91.
2. Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984.
С. 6—31.
3. Пивоваров В. Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. С. 218.
4. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986. С. 7—26.