Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.
Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

Психологические
тесты
Психологические
тесты

Свежие статьи

Разные статьи

Психологический
словарь
терминов
Психологический
словарь
терминов

Диванная комната

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема - будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

Rambler's Top100

Счетчик PR-CY.Rank

/ Главная / Разные статьи / Психология религии / Анализ зависти

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧУВСТВА ЗАВИСТИ
 
Щербатых Ю.В., д.б.н., профессор кафедры психологии ВФ МГЭИ
 
Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой, зависть – это «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». В толковом словаре под редакцией Кузнецова это определение несколько расширено: «Зависть – чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого» [1]. В любом случае, завистью называют комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством. В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека [3]. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя – к проигравшим [2], и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.
Особенность зависти состоит в том, что если большинство других грехов сосредоточивают внимание на самом человеке и его положительных ощущениях, зависть фокусируется на других людях. При этом человек как бы «забывает» о себе и думает только об успехе или радости другого. Об этом говорит даже структурный анализ данного слова: «за-висть», «за-видовать», то есть — «видеть за другого». С другой стороны, он не видит ценности собственной жизни, не умеет радоваться собственным успехам, не замечает своей уникальности, а все свое внимание уделяет явным или мнимым преимуществам окружающих людей. Если большинство смертных грехов (похоть, обжорство, гордыня), доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих его жизнь.
В народном сознании принято различать два вида зависти – «черная» и «белая». Первая насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха. Можно также сказать, что «белая» зависть – это зависть, основанная на разуме. Человек анализирует свои возможности и возможности другого человека, после чего решает, что и он (она) способны достичь того же. С помощью разума и логики человек решает, кому имеет смысл завидовать, а кому нет; а, позавидовав чужому успеху, строит планы и предпринимает действия по достижению такого же или большего успеха. А «черная» зависти – пассивна и разрушительна, она не мотивирует завистника на какие-то действия и поэтому - не конструктивна. Человеку остается лишь мучится от собственного бессилия и проклинать несправедливую судьбу. Можно вывести формулу, определяющую взаимоотношение долю «белой» зависти в общем количестве зависти:
 
«Белая зависть» = Зависть *   Умение находить конструктивный подход   
                                                    Недоброжелательное отношение к людям
 
Существует две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть – это некая генетическая программа, наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Теория, в принципе, логичная, но она описывает только конструктивную, так называемую «белую» зависть, и никак не объясняет черное, иссушающее душу чувство, которое мучает человека, но не толкает его к реальному соревнованию с соперником. Поэтому гораздо больше сторонников получила теория «социального научения», которая считает, что зависти человек учится в процессе социальной жизни. Согласно этой точки зрения, врожденной склонности к зависти нет. Просто родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать свого ребенка с другими детьми – более успешными, с их точки зрения, в результате чего они невольно и засевают чистую душу ребенка «семенами греха зависти». А из этих семян и вырастают потом соответствующие плоды. Со временем зависть может привести к деформации личности. Человек становится более подозрительным и тревожным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Хроническая форма зависти напрягает нервную систему и выматывает человека до крайности не только на психологическом, но и на телесном уровне. Можно сказать, что зависть — это проявление незрелости личности. Эта несформированность личности выражается в том, что человек не умеет осознавать своего предназначения в мире, не понимает свои сильные стороны и не способен научиться их развивать. Именно поэтому люди чаще завидуют тому, что не продается и что невозможно получить ни за какие деньги. К таким явлениям относятся красота, талант, удача.
У зависти есть много корней. Это сложный психологический коктейль из разных ингредиентов, среди которых можно выделить восемь основных ингредиентов.
1.Равенство
В основе зависти может быть стремление к равенству. Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди примерно раны, а значит и должны получать от жизни примерно одинаково. Таких людей особенно возмущает и раздражает, когда успеха достигает кто-то из их ближайшего окружения, тот, кто стоит «на одной иерархической ступеньке».
2.Справедливость
Зависть - это особое, гипертрофированное чувство справедливости: «Все должно быть по заслугам!» или «Все в этой жизни должно быть честно!». Проблема в том, что понятие «честно» и «справедливо» каждый человек понимает по-своему. Тем не менее, для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех приходили именно справедливым путем. Они готовы примириться с те, что человек заработал миллион долларов, напряженно работая несколько лет и во всем себе отказывая, но когда миллионером становится бомж, выигравший в лотерею – для них это невыносимо! С возрастом люди, взрастившие свою зависть из этого корня, часто выбирают себе амплуа мучеников. Они страдают от чувства несправедливости, пытаются свалить вину на более успешного. Заставляя других ощущать себя виноватыми, они в своем воображении словно восстанавливают справедливость в мире.
3.Негативное отношение к богатству и успеху
Некоторые люди могут перетерпеть умеренный успех окружающих, но излишнее (с их точки зрения) богатство – аморально. В этом случае мы имеем деле не столько с завистью, сколько с определенными этическими установками. Ио такие люди и сами внутренне не готовы к богатству, так как в детстве родители глубоко внушили им мысли, что «трудом праведным не построишь палат каменных», и «все значительные состояния заработаны нечестным путем». Поэтому таких людей очень раздражает богатство и успех других людей, особенно, когда они кичатся им.
4. Обида на судьбу.
Этот корень зависти прорастает у тех, кто излишне верить во всемогущество судьбы, и слабо верит  в собственные силы. Их очень расстраивает осознание того, что другим людям везет больше, чем им. Им кажется, что фортуна по какой-то причине их невзлюбила, а сами они ничего не могут поделать в этой жизни без помощи внешних обстоятельств. Такие люди ставят свечки в храмах, верят в приметы и фэн-шуй, возносят молитвы или занимаются магией – с переменным успехом или совсем без него.
5.Негативное отношение к другим людям
Люди, испытывающую зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это – итог воспитания, а может быть – следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет. От ненависти к зависти – один шаг, но такая стратегия не дает выигрыша в жизненной борьбе. Ведь люди прекрасно чувствуют отношение к себе и начинают относиться к завистнику еще хуже. Возникает замкнутый круг, выйти из которого можно, только если научишься видеть в людях и хорошие, светлые стороны.
6.Ревность
Ревность и зависть - родные сестры. «Это все мое и только мое», – говорит зависть, – и я не желаю, чтобы это было и у другого». «Я хочу, чтобы только у меня была твоя любовь, чтобы ты принадлежал(а) только мне», – вторит ей ревность, и очень трудно различить их голоса.
7.Заниженная   самооценка
Люди, у которых зависть произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Более того, они по-настоящему не любят и не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть совсем не так. Можно сказать, что зависть таких людей  — один из компонентов их комплекса неполноценности.
8.Неумение извлекать пользу из поражений
Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они с ужасом воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе вместо го, чтобы относиться к жизни, как к игре. Их излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно.
 
В ходе пилотного исследования чувства зависти нами было проведено тестирование нескольких десятков людей обоего пола в возрасте от 18 до 32 лет батареей тестов, направленных на изучение так называемых «семи смертных грехов» [3]. Тест на зависть включал в себя 20 вопросов и содержал 8 субшкал. Некоторые вопросы касались нескольких составляющих зависти, соответственно, баллы по ним начислялись сразу в несколько субшкал.
Средний показатель зависти по обследованной популяции (в основном это были студенты гуманитарного и экономического факультета ВФ МГЭИ, но среди обследованных были и люди из других социальных слоев) составлял 22 балла. Показатели зависти у женщин были достоверно выше (22.0±1.4 у женщин против против 16.1±1.3 у мужчин). С возрастом зависть увеличивается (по крайней мере - в диапазоне от 17 до 32 лет). Из остальных грехов, зависть достоверно коррелировала только с гневом (r= 0,47; р<0,01).
Уровень зависть был больше у людей с высоким уровнем негативной самооценки (тех, кто склонен находить у себя много отрицательных качеств).
Зависть положительно коррелировал с жадностью (жадные люди больше завидуют другим) и отрицательно – с локусом субъективного контроля Роттера (УСК). Таким образом, те , кто кто привык полагаться на себя – завидуют другим меньше, чем те, кто ждет помощи от судьбы или других людей. Показатель корреляции зависти с УСК r= -0.40, р<0.02.
Из личностных качеств (определяемых по тесту Кеттела) зависть положительно коррелировало с фактором «О» ( чувство вины») (r= +0.43; р<0.01), и отрицательно с фактором «С» показателем эмоциональной стабильности (r= -0.39; р<0.01).
В заключении можно отметить, что зависть является сложным по своей структуре чувством, которое требует дальнейшего психологического анализа.
 
 
Литература:
 
1. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2001.
2. Веллер М. Все о жизни. – СПб.: Нева, 1998. – С. 464-472.
3. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. – М.:АСТ, 2010.
4.Эпштейн Дж. Зависть. – М.: АСТ, 2006.
 
 
Ссылка:

Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Часть 2. - Воронеж: ВФ МГЭИ, Истоки, 2010. - С. 126-129.

Еще о зависти - ЗДЕСЬ

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Книги автора

Психология личности

Учебники

Семь смертных грехов

Семинары и тренинги

Об авторе сайта

ВФ МГЭИ - информация для студентов

Конференции

Обратная связь

Психологическое сообщество Воронежа

Разработка сайта и дизайн BIT-design, 2010