/ Главная / Разные статьи / Экономическая психология / Психология жадности
Щербатых Ю.В., д.б.н., профессор (ВФ МГЭИ)
Данная работа посвящена исследованию психологическим аспектам жадности, а в более широком плане - психологическим особенностям отношения людей к материальным благам. Специалисты в области экономической психологии отмечают, что отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей, а деньги могут выступать и целью, и средством [1]. Западные исследователи, которые начали изучать психологию денег гораздо раньше отечественных ученых, установили, что отношение людей к деньгам неоднозначно: с одной стороны, деньги — это показатель успешности, благополучия и удачливости человека, но с другой стороны, это социально осуждаемый социальный фактор, который приносит зло людям чаще, чем добро [5]. Основные мировые религии также двояко относятся к деньгам, а в христианстве их негативная оценка преобладает над позитивной [6]. Результаты исследований К. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: «материально удовлетворенных» и «материально неудовлетворенных». Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний [7]. Существует ряд факторов, определяющих материальную удовлетворенность: уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материальных потребностей и положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем [4].
Исследователи отмечают, что психологическое отношение к деньгам связано с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. Расставание с легко полученными суммами (наследство, подарок, находка, выигрыш) происходит психологически значительно легче и проще. Характер окружающей обстановки также влияет на психологическое восприятие оттока денег. С деньгами расстаются заметно проще, чем обычно, в праздники, особенно под Рождество или Новый год, во время отпуска, дня рождения и пр. Отношение к деньгам также зависит и от ролевого положения, в котором находится тот или иной человек – например, когда человек приглашает к себе гостей или раздает подарки - при этом расставание с деньгами происходит достаточно легко [1]. Специалисты в области экономической психологии отмечают, что психологическое отношение к деньгам у разных людей зависит от ряда факторов: пола, возраста, социального положения и пр. По данным этого автора, у мужчин выявляется тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрациюпо поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет. Женщины в большей степени, чем мужчины используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии. Отношение к деньгам также связано с особенностями их характера и направленности личности (уровнем самооценки и экстраверсии) [1].
Для уточнения данных предположений нам был разработан тест-опросник на выявление уровня жадности, причем мы исходили из того, что данное качество является комплексом двух самостоятельных личностных качеств – алчности и скупости [6]. Соответственно, первая часть теста из 10 вопросов оценивала такое свойство человека, как скупость, а вторая часть теста – алчность. Согласно словарюС.Ожегова и Н. Шведова, слово алчный имеет два значения: 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. Страстно желающий чего-нибудь, выражающий такое желание (в этом случае иногда в качестве синонима алчности используется слово «ненасытность») [3]. Тот же толковый словарь описывает понятие «жадность» через три свойства личности: 1. Скупость, корыстолюбие, 2. Чрезмерное стремление удовлетворить свое желание.3. Настойчивость в стремлении удовлетворить свое желание.
Здесь стоит сделать одно уточнение. Толковые словари определяют алчность как жадность, а жадность – как скупость, таким образом, алчность фактически приравнивается к скупости, что не совсем верно. Между этими терминами есть принципиальное отличие. С нашей точки зрения, «алчность» – это стремление получить как можно больше, а «скупость» – это стремление потратить как можно меньше. Алчный человек больше печется о приумножении доходов, а скупой – об уменьшении расходов. Недаром словарь С. Кузнецова определяет скупого человека как «чрезмерно до жадности бережливого, всячески избегающего расходов, трат» [2]. Правда, в итоге, эффект получается похожим – приумножение богатства, но способы достижения результата отличаются. Термин «жадность» объединяет первое и второе значение. Эта черта личности включает, как стремление поучать все больше новых благ, так и нежелание расставаться с накопленным богатством. Жадность в переносном смысле может означать сильное желание, страсть – «жадность к жизни», «пить жадно» и т. д. Близким, к скупости (но положительным качеством) являются термины «расчетливость», «экономность» и «бережливость», которые могут перейти в скупость, если переступят за грань разумного и станут навязчивой идеей. В жизни встречаются разные стили по отношению к добыванию и трате денег, и мы можем выделить семь основных стратегий: 1. Алчность – стремление побольше получать. 2. Скупость – стремление ничего не отдавать из уже имеющегося. 3. Жадность – стремление побольше получать и поменьше отдавать. 4. Широта размаха – стремление получить побольше, чтобы потом вложить эти средства в новые проекты. 5. Расчетливость (бережливость, экономность) – трата денег только на нужное, крайне необходимое. 6. Щедрость – легкость в трате собственных средств для помощи другим людям. 7. Мотовство (расточительность) – нежелание копить деньги, стремление легко тратить их [6].
Всего в нашем исследовании приняли участие 63 испытуемых обоего пола в возрасте от 16 до 35 лет. Им был предложен пакет из тестов и опросников, в том числе – тесты на выявление личностной тревожности Спилбергера, тест Айзенка, опросник Кеттела 16PF, тест на самооценку, на определение локуса субъективного контроля Роттера, а также ряд опросников, разработанных в рамках программы «Психология греха».
В итоге, в исследованной нами популяции, в которой преобладали студенты экономического и гуманитарного профиля ВФ МГЭИ, показатель скупости равнялся 3.3±0.2 балла, алчности – 5.0±0.3 балла, а жадности – 8.2±0.4 балла. При этом корреляция между шкалами «скупость» и «алчность» практически отсутствовала, что позволяет нам утверждать, что мы измеряли два самостоятельных психологических конструкта. Уровень корреляции между шкалами «скупость» и «жадность» составляла 0.58 (p<0.001), а между шкалами «алчность» и «жадность» 0.77 (p<0.001).
Уровень жадности у женщин был выше, чем у мужчин (p<0.05). Уровень скупости коррелировал со шкалой Q4 теста Кеттела 0.33 (p<0.01), таким образом, люди с высоким уровнем фрустрации и нереализованных потребностей более склонны накапливать материальные ресурсы и с трудом расстаются с деньгами. Наши исследования показали, что люди с высоким уровнем нейротизма по Айзенку отличаются повышенной скупостью 0.40 (p<0.01) и жадностью 0.30 (p<0.05). Статистический анализ результатов тестирования выявил очень высокую корреляцию между показателем нейротизма по Айзенку и уровнем тревожности по тесту Спилбергера-Ханина 0.60 (p<0.001), таким образом, люди с повышенным уровнем личностной тревожности, как правило, обладают высоким нейротизмом и с трудом расстаются с деньгами. Возможно, деньги создают у них дополнительное ощущение защиты и безопасности от жизненных невзгод, хотя это предположение еще нуждается в дополнительной проверке.
Ранее, в литературе встречалось высказывание, что выраженные экстраверты (люди, обращенные на внешний мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно и легко, чем выраженные интроверты [1], что в целом, соответствует нашим выводам. Однако, хотя уровень экстраверсии по Айзенку и отрицательно коррелировал с показателем скупости, но достоверность этой связи не достигала пороговых значений - 0.26 (p=0.06). Что же касается предположения этого же автора о том, что личности с пониженной самооценкой становятся или скупцами или транжирами, то наши исследования не установили прямой достоверной связи между уровнем самооценки и показателями жадности. Отрицательная корреляция между уровнем положительной самооценки и скупостью была, но она также не достигала пороговым уровней достоверности 0.24 (p=0.07).
Из других результатов, полученных в данном исследовании можно отметить положительную корреляцию между результатом теста на зависть и скупость 0.29 (p<0.05) – завистливые люди склонны проявлять скупость, а скупые – завидовать более удачливым людям. Кроме того, зависть была связана с склонностью проявлять признаки гнева 0.49 (p<0.001), а также проявлять экстернальный локус контроля по Роттеру -0.36 (p<0.05). Это означает, что завистливые люди более склонны перекладывать ответственность за свою жизнь на судьбу, других людей и внешние обстоятельства, а люди, лишенные зависти, наоборот, готовы принимать ответственность на себя.
1. Дейнека О.С. Экономическая психология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 240 с.
2. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2001. – 1536 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН. - 4 изд. – М.: Азбуковник, 1999. – 994 с.
4. Семенов М.Ю., Ефремов Е.Г. Материальная удовлетворенность // Омский научный вестник.- 2003.- Вып. 23. № 2. - С. 207-210.
5. Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1, 2000. С. 50 – 62.
6. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. – М.: АСТ, 2010. – 480 с.
7. Rubinstein C. Money & self-esteem, relationships, secrecy, envy, satisfaction. // Psychology Today. 1981. № 5. P. 24-44.
Работа обубликована в:
Щербатых Ю.В. Психология жадности. Социально-экономические, правовые и общегуманитарные аспекты модернизации Российской экономики. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2011.- С. 215-218.